Пателлофеморальный артроз коленного сустава 2 степени

Сочленение бедренной кости и надколенника образует пателлофеморальный сустав. На этот участок приходится очень большая нагрузка, поэтому в нём часто развивается патология, называемая пателлофеморальным артрозом коленного сустава (более правильным названием считается "пателлофеморальный синдром"). При развитии феморопателлярного артроза коленного суставадаже 2 степени человек может испытывать значительные неудобства.

Причины и симптомы

Пателлофеморальный артроз коленного сустава является предшественником гонартроза. Главная причина его возникновения - чрезмерная нагрузка на сустав. Также его развитие провоцируют травмы (часто спортивные), воспалительные процессы, гормональные и обменные нарушения, лишний вес и неудобная обувь.

Основным симптомом пателлофеморального артроза является боль (поэтому его часто называют "болевым"). Обычно она локализуется в передней части колена и усиливается при нагрузке. Особенно ощутимой боль становится при нагрузке на пателлофеморальный сустав: при подъёме или спуске по лестнице, вставании со стула, приседании. Позже появляются отёчность и хруст в области колена, а больной начинает рефлекторно прихрамывать.

Симптомы артроза коленного сустава

Стадии заболевания

По мере развития синдрома к первоначальным жалобам на боли в колене добавляются другие симптомы. Различают 3 степени тяжести феморопателлярного артроза:

• 1 степень - незначительные боли при длительных, чрезмерных нагрузках. После непродолжительного отдыха боли исчезают. При пателлофеморальном артрозе коленного сустава 1 степени отсутствуют необратимые изменения хрящевой и костной ткани, поэтому рентген и лабораторные исследования не выявляют патологии;
  • 2 степень - боли появляются даже после небольших нагрузок, увеличивается их длительность и интенсивность. При пателлофеморальном артрозе коленного сустава 2 степени может начаться разрушение хрящевой ткани (при дополнительной травме или отсутствии лечения предыдущей стадии);
  • 3 степень - боль становится постоянной, не исчезает даже в покое. Добавляются хруст в больном суставе и отёчность. Для пателлофеморального артроза коленного сустава 3 степени характерно увеличение повреждений хрящевой ткани, что приводит к её истончению и возможному исчезновению.

Диагноз ставится на основании жалоб больного, результатов осмотра, лабораторных и прочих (рентген, УЗИ, МРТ, КТ) методов исследования.

Лечение

Основную роль в лечении пателлофеморального синдрома играет уменьшение физических нагрузок на сустав вплоть до их полного исключения. Необходимо ограничивать подвижность больного сустава с помощью эластичных повязок, ортеза или мягкого надколенника. Эффективны криопроцедуры (холодные компрессы длительностью до 5 минут).

Лечение назначается в зависимости от степени повреждения сустава:

• 1 степень - рекомендован приём обезболивающих и нестероидных противовоспалительных препаратов в таблетированной форме;
  • 2 степень - те же препараты применяются в форме инъекций в сустав. Рекомендованы согревающие мази, примочки с димексидом, лечебные компрессы, физиотерапевтические процедуры (лазер, магнит, криотерапия, ультразвук, парафин, электрофорез);
  • 3 степень - к общему лечению добавляются препараты, восстанавливающие хрящевую ткань (хондропротекторы). При необратимых повреждениях сустава может потребоваться хирургическое вмешательство.

Лечение артроза коленного сустава

После выздоровления обязательно выполнение комплекса ЛФК, направленного на укрепление окружающих сустав мышц. Пациентам рекомендуется рациональное питание, контроль веса тела, ношение качественной обуви.

Артроз пателлофеморального сустава 1 степени при вовремя начатой терапии полностью излечим. Поэтому своевременное обращение к врачу и выполнение его рекомендаций гарантируют быстрое восстановление поражённого сустава.