Внутрисуставные блокады

Внутрисуставная блокада – лечебная процедура, в основе которой лежит введение лекарственного вещества непосредственно в суставную полость. Преимуществом методики является возможность доставить лекарственное средство непосредственно к очагу патологии, благодаря чему удается добиться выраженного эффекта.

Показания и противопоказания для блокад

Как и любая медицинская процедура, блокада имеет ряд своих показаний и противопоказаний. Процедуру применяют в следующих случаях:

• у пациента диагностирована болезнь Бехтерева или Рейтера;
  • остеоартроз спровоцировал развитие синовиита реактивного типа;
  • синовиит или артрит развился после травмы сочленения;
  • у больного диагностирован бурсит или тендовагинит в качестве самостоятельного процесса, без привязки к артриту;
  • диагностирован артрит неинфекционный природы, сопровождающийся сильным воспалительным процессом с выделением большого количества экссудата и проявляющий устойчивость к лечению НПВС.

Внутрисуставные блокады

Запрещено выполнение внутрисуставных блокад, если:

• кожные покровы в зоне предполагаемого вмешательства затронуты инфекционным процессом;
  • есть признаки сепсиса;
  • выявлены тяжелые сбои в работе гемостаза, которые на момент решения о необходимости внутрисуставной блокады не удалось нормализовать;
  • выявлена индивидуальная непереносимость на лекарства, применяемые для блокады.

Применяемые препараты

Ошибочно полагать, что для внутрисуставной блокады применяются только анестетики местного действия. Следующие препараты могут вводиться внутрь сустава для снижения болевых ощущений:

• местные анестетики, такие как Новокаин, Лидокаин и др. (блокируют нервную проводимость, различаются по сроку начала действия токсичности, способу выведения, а потому подбираются каждому пациенту индивидуально);
  • глюкокортикостероиды, такие как Преднизолон, Дексаметазон, Дипроспан (снижают интенсивность воспалительных процессов, позволяют уменьшить выраженность иммунных реакций);
  • витамины из группы B (обладают слабым обезболивающим эффектом, применяются для ускорения регенерации, усиления действия анестетиков).
  • Препараты гиалуроновой кислоты, такие как Ферматрон, Русвиск, Репарт и другие (являются аналогом или протезом синовиальной жидкости, которая обеспечивает защиту и питание хрящя). Такие препараты высокоэффективны при лечении посттравматических и идеопатических остеоартрозов любой локализации.

Действие анестетиков, глюкокортикоидов и витаминов группы B может дополняться по усмотрению врача препаратами, способными расширять сосуды или хондропротекторами. Сосудорасширяющие медикаменты обеспечивают приток крови к патологическому очагу, благодаря чему ускоряется выведение воспалительных токсинов, улучшается регенерация. Хондропротекторы способны уменьшить болевые ощущения за счет защиты хрящей.

Внутрисуставная блокада

Техника блокады коленного сустава

Внутрисуставная блокада коленного сустава – вмешательство, позволяющее эффективно купировать боль при различных патологиях этого сочленения. Ее могут осуществлять с доступом как с передней стороны колена, так и с задней. В некоторых случаях врачу приходится использовать оба доступа сразу. По возможности предпочтение отдается наружному доступу, так как он легче и вызывает меньшее количество осложнений.

Перед процедурой пациента укладывают на кушетку с прямой поврежденной ногой. Под конечность в области колена подкладывают валик таким образом, чтобы образовался легкий сгиб в суставе. Введение иглы осуществляется в область надколенника. После того, как игла будет удалена, необходимо проверить эффективность манипуляции. Для этого ногу пациента в коленном суставе пассивно сгибают, разгибают, совершают легкие вращательные движения. Если манипуляция выполнена верно, движения не будут причинять пациенту боль.

Техника блокады тазобедренного сустава

Блокада внутрисуставная тазобедренного сустава считается одной из самых сложных. В современных клиниках ее выполняют под контролем аппарата, называемого электронно-оптическим преобразователем (ЭОП). ЭОП позволяет добиться точного попадания в суставную полость, что сделать без визуального контроля довольно сложно из-за строения тазобедренного сустава.

Иглу для внутрисуставной блокады тазобедренного сустава врач может вводить как с передней поверхности бедра, так и с задней. Перед процедурой пациента укладывают на кушетку и просят выпрямить ногу. Игла должна быть введена чуть ниже паховой связки, ее введение осуществляют до упора в костную ткань. Как и в случае с коленным суставом, после проведения манипуляции рекомендуется проверить эффективность блокады, совершив несколько пассивных движений в тазобедренном суставе пациента.

Техники внутрисуставной блокады

Возможные осложнения процедуры

В ходе внутрисуставной блокады риск столкновения с осложнениями очень невелик. Однако не стоит исключать вероятность столкновения с:

• непереносимостью вводимых препаратов, которая в лучшем случае проявляется в виде местного покраснения или зуда, а в худшем способна привести к развитию анафилактического шока;
  • образованием гематомы из-за попадания иглы в полость сосуда или потерей чувствительности в том случае, если игла повредила нервное окончание;
  • инфекционными процессами, которые развиваются в том случае, если не были соблюдены правила асептики и антисептики.

Осложнения довольно легко предотвратить, если врач уделит достаточное внимание сбору анамнеза больного и изучению его истории болезни.

Внутрисуставная блокада – эффективная процедура, позволяющая купировать болевой синдром в том случае, если прием НПВС или анальгетиков не приносит облегчения. Если пациент соблюдает рекомендации врача, а сам доктор хорошо обучен выполнению этой манипуляции, она становится не только эффективной, но и безопасной!