Остеоартроз коленного сустава 2 степени – причины, симптомы, лечение

Остеоартрозами называют большую группу заболеваний суставов различной этиологии, при которых имеет место поражение хрящевой ткани сустава. Затем наблюдается истончение и исчезновение хряща с обнажением подлежащей кости, после чего образуются разрастания костной ткани (остеофиты), а форма прилежащих суставных поверхностей изменяется. Это приводит к появлению боли и деформации поражённого сустава. Поэтому остеоартрозы часто называют "деформирующими".

Причины заболевания

Особенно часто остеоартроз развивается в коленном суставе. Появлению в нём дегенеративно-дистрофических изменений способствуют сложное строение, частые травмы и большая нагрузка, которую коленный сустав испытывает в течение всей жизни человека. Существует несколько этиологических факторов, в результате которых возникает заболевание. Это могут быть:

• возрастные изменения;
  • травмы (бытовые и спортивные);
  • ожирение;
  • гормональные сдвиги и нарушение обмена веществ;
  • врождённые патологии костно-мышечной системы;
  • аутоиммунные заболевания.

Остеоартроз коленного сустава, возникающий в пожилом возрасте, считается первичным. Вторичным называют поражение, развившееся на фоне (или после) другого заболевания.

Симптомы и причины остеоартроза

Течение болезни

Заболевание развивается постепенно и незаметно для пациента. В течении болезни различают 3 степени тяжести:

• 1 степень - боли появляются только при длительных и сильных физических нагрузках. Они непродолжительны и быстро проходят после отдыха. Обычно больной не придаёт им значения, не обращается к врачу, и заболевание переходит в следующую стадию;
  • 2 степень - даже при незначительных нагрузках возникают ощутимые боли в коленном суставе. При движении слышны щелчки и хруст, появляются отёчность и прихрамывание;
  • 3 степень - боли приобретают постоянный характер, из-за них пациент теряет сон, не может наступать на больную ногу. К отёчности сустава может добавиться его деформация.

Особенностью заболевания является то, что остеоартроз коленного сустава до наступления 2 степени очень трудно диагностировать. Даже рентгенография может не показать изменений в суставе. Поэтому для своевременной постановки диагноза необходимо комплексное обследование.

Лечение остеоартроза

Лечение заболевания может включать в себя как консервативную терапию, так и оперативное вмешательство. Лучше всего консервативной терапии поддаётся остеоартроз коленного сустава 1 и 2 степени. Такое лечение заключается в применении медикаментозных, физиотерапевтических и кинезитерапевтических методов.

Лечение остеоартроза коленного сустава

Из медицинских препаратов применяют анальгетики (болеутоляющие), нестероидные противовоспалительные средства, хондропротекторы, препараты гиалуроновой кислоты и иногда гормоны. На 1 и 2 степенях остеоартроза возможен приём препаратов в таблетках. При их неэффективности переходят на инъекции. Эти же препараты применяют местно - в виде мазей и гелей. В физиотерапии хорошо себя зарекомендовали электрофорез с лекарственными средствами, ультразвук, магнитотерапия, парафин, озокерит. Обязательны выполнение упражнений лечебной физкультуры и занятия на специальных тренажёрах, проводимые под руководством врача.

В запущенном состоянии остеоартроз становится тяжёлым заболеванием, приводящим к инвалидности. Даже на 2 стадии в некоторых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство. Поэтому очень важно замедлить его прогрессирование в самом начале. Определить, как лечить остеорартроз коленного сустава 2 степени, может только специалист. Самолечение чревато ухудшением состояния и развитием осложнений.