Артроз тазобедренного сустава – симптомы и методы лечения

Среди всех артрозов, диагностируемых у людей во взрослом возрасте, артроз тазобедренного сустава (коксартроз) наиболее распространён. Как и любой другой, коксартроз может быть первичным и вторичным. Первичные развиваются вследствие возрастных изменений в тканях сустава. Вторичные возникают на фоне перенесённых заболеваний, внешних воздействий (травм), значительных физических нагрузок или из-за врожденной патологии. Вторичная форма встречается особенно часто.

Симптомы

В течение болезни выделяют три стадии. При артрозе тазобедренного сустава симптомы чётко коррелируют с результатами рентгенографии. Основными признаками являются боли при ходьбе и хромота. На начальных стадиях эти симптомы дают о себе знать только к концу рабочего дня. По мере развития заболевания боли и хромота появляются при любой нагрузке на поражённый сустав в течение всего дня. Присоединяются хруст и скованность при движениях.

В тяжёлых случаях боли становятся невыносимыми, пациент ощущает их даже в состоянии покоя. Появляются нарушения сна. Болевые ощущения распространяются на другие области: коленный сустав, пах. Характерным признаком артроза тазобедренного сустава на этой стадии является вынужденная фиксация ноги в одном положении (обычно в полусогнутом). Попытка разогнуть или отвести ногу приводит к усилению боли. Результатом вынужденного бездействия мышц становится их атрофия, что приводит к специфической хромоте ("утиная походка").

Симптомы артроза тазобедренного сустава

Методы лечения

Лечение коксартроза назначается врачом исходя из результатов обследования. Различают консервативные и оперативные методы.
Первые направлены на облегчение симптомов артроза тазобедренного сустава и включают в себя:

• медикаментозные - применение лекарственных препаратов (обезболивающих, противовоспалительных, миорелаксантов, хондропротекторов);
  • физиотерапевтические - использование ультразвуковых, магнитных и других волн для воздействия на пораженные участки (озонотерапия, электрофорез, ударно-волновая терапия, миостимуляция);
  • кинезитерапевтические - лечебная физкультура, массаж, работа на тренажёрах, вытяжение суставов.

На начальных стадиях артроза тазобедренного сустава для облегчения симптомов успешно применяется гимнастика - это один из наиболее простых и щадящих методов лечения. Для безопасности пациента упражнения лечебной физкультуры должны выполняться строго под руководством специалиста.

Так как одним из факторов, влияющих на возникновение артрозов, является лишний вес, пациентам с избыточной массой тела назначается диета. Нормализация веса способствует уменьшению нагрузки на больные суставы.

Оперативные методы лечения применяются на последних стадиях, когда все прочие не приносят желаемого результата и заболевание продолжает прогрессировать. Широко распространено эндопротезирование - замена повреждённого сустава на биологически совместимый имплантат. При противопоказаниях к проведению эндопротезирования осуществляется околосуставная остеотомия - изменение наклона бедренной кости для улучшения её подвижности. Если серьёзное хирургическое вмешательство не требуется, возможно ограничиться пункцией сустава (откачкой лишней жидкости) или артроскопическим дебридментом (удалением повреждённой хрящевой ткани).

Лечение артроза тазобедренного сустава

Коксартроз – тяжёлое заболевание, способное сильно осложнить жизнь. При появлении первых признаков артроза тазобедренного сустава следует немедленно обратиться к врачу. Своевременно начатое лечение станет залогом полноценной и комфортной жизни в любом возрасте.