• Справочник
  • Осложнения после эндопротезирования тазобедренного сустава – симптомы и профилактика

При тяжёлой степени артроза тазобедренного сустава консервативное лечение не даёт желаемого результата. Единственный способ избавить пациента от боли и вернуть его к нормальной физической активности - операция по эндопротезированию тазобедренного сустава.

Как и при любом другом хирургическом вмешательстве, после эндопротезирования тазобедренного сустава могут развиться осложнения. На их возникновение влияют возраст пациента, характер патологии в суставе, сопутствующие заболевания, избыточный вес. Поэтому до начала операции учитываются все возможные причины для сведения к минимуму риска развития осложнений в послеоперационном периоде.

Послеоперационные боли

В первый месяц после эндопротезирования тазобедренного сустава пациент может испытывать боли и дискомфорт. Они могут быть сосредоточены в области операционной раны, распространяться в область колена и пах. Такие боли считаются естественной ответной реакцией организма на операционную травму (разрез кожи, рассечение мышц). Для их купирования (ослабления) пациенту назначаются обезболивающие.

Часто после операции по эндопротезированию тазобедренного сустава у пациентов может болеть поясница. Обычно такие боли возникают при физической активности. Это связано с обострением остеохондроза из-за восстановления длины ранее укороченной конечности и увеличения нагрузки на позвоночник. При правильно проведённых реабилитационных мероприятиях боли в спине после эндопротезирования тазобедренного сустава со временем проходят.

Осложнения после протезирования тазобедренного сустава

Послеоперационные осложнения

Несмотря на все мероприятия по предупреждению осложнений, всё же существует риск их возникновения. Они могут развиться при неполном предоперационном обследовании пациента или ошибках оперирующего врача. Однако чаще в возникновении осложнений виноваты неправильный послеоперационный уход и несоблюдение режима физических нагрузок вне стационара.

Одно из наиболее частых осложнений - вывих головки имплантата. Для него характерны усиливающиеся при движении боли, спазм мышц вокруг тазобедренного сустава, вынужденное положение оперированной ноги. Характерными симптомами этого осложнения после эндопротезирования тазобедренного сустава являются хромота и укорочение больной конечности.

При наличии неизлеченного хронического воспалительного процесса в организме больного, есть вероятность развития парапротезной инфекции в тканях, окружающих эндопротез. В дальнейшем она может привести к образованию гнойного свища и развитию остеомиелита. Для воспалительного процесса характерны сильная боль, припухлость и покраснение в области оперированного сустава. Кожа становится горячей на ощупь, у больного поднимается температура.

К тяжёлым осложнениям относится перипротезный перелом бедренной кости. Для него характерны остро возникшая резкая боль, быстро нарастающий отёк, покраснение, хруст при движении и пальпации оперированного участка, деформация ноги и невозможность активных движений.

Последствия операции на тазобедренном суставе

В ходе операции есть опасность повреждения малого берцового нерва, в результате чего развивается его невропатия. Она характеризуется непостоянными болями различной локализации, слабостью голеностопного сустава, чувством онемения в пальцах ноги и стопе.

Наиболее опасным осложнением является тромбоэмболия легочной артерии, когда оторвавшийся во время операции тромб закупоривает её просвет. У больного резко развиваются одышка, слабость, удушье. Пациент теряет сознание. При неоказании срочных реанимационных мероприятий наступает смерть. Это осложнение встречается достаточно редко.

Эндопротезирование тазобедренного сустава способно вернуть пациента с тяжёлыми формами артроза к нормальной, полноценной жизни. Для предупреждения развития осложнений необходимо учитывать все негативные факторы и принимать меры к их устранению. Во многом это зависит от соблюдения пациентом режима реабилитации и физической активности в послеоперационный период.