Артроскопия коленного сустава - как она проводится и сколько длится

Наибольшая нагрузка при движении приходится на нижние конечности человека. Поэтому коленный сустав имеет сложное строение, располагающее к возникновению различных заболеваний. Среди их причин врождённые патологии, травмы, чрезмерные нагрузки, воспалительные и дегенеративные процессы, нарушение кровообращения. Из-за схожести симптомов точная постановка диагноза может быть затруднена - в таких случаях пациенту назначается артроскопия.

Это одна из наименее травмирующих процедур по исправлению патологии суставов. Сроки реабилитации после артроскопии коленного сустава значительно меньше, чем после более сложных операций. Она используется в случаях, когда обширные хирургические мероприятия не требуются или когда пациент имеет противопоказания к проведению общей анестезии. Оперативное вмешательство снижается до необходимого минимума, а вместо общего наркоза может использоваться местная или спинномозговая анестезия.

Проведение операции

Процедура может быть направлена как на лечение, так и на обследование для оценки состояния больного. Использование высокоточной оптики позволяет получить больше информации об имеющейся патологии, чем стандартные рентгенография или магнитно-резонанская томография. Сложностью этого метода исследования является только необходимость реабилитации после проведения артроскопии коленного сустава.

Артроскоп представляет собой тонкую трубку с видеокамерой на конце. В процессе операции на монитор выводится увеличенное в десятки раз изображение внутренней поверхности сустава. Процедура заключается во введении артроскопа и специальных хирургических инструментов через несколько небольших надрезов на коже и проведении ими необходимых манипуляций.

Артроскопия коленного сустава

Длительность операции

Перед операцией конечность обескровливается путём наложения специальной манжеты на бедро оперируемой ноги. Поэтому длительность процедуры не должна превышать двух часов, иначе в больной ноге могут развиться побочные эффекты: нарушение кровообращения, тромбоэмболия, необратимые повреждения периферических нервов.

В зависимости от поставленного диагноза определяется, сколько будет длиться артроскопия коленного сустава. При планировании операции учитывается вероятность возникновения "турникетной боли" - болевого синдрома, развивающегося при сдавливании бедра манжетой. Эта боль нарастает со временем и устойчива к действию обезболивающих. Поэтому операция не может длиться больше 2 часов, а её предполагаемая длительность влияет на выбор анестезии.

Реабилитация после процедуры

На срок реабилитации пациента после артроскопии коленного сустава влияет сложность проведённой операции. После хирургических процедур пациент может оставаться в стационаре от нескольких часов до 3 суток. Восстановительные мероприятия начинают проводиться сразу после окончания операции.

Реабилитация включает в себя:

• профилактику вторичной инфекции (приём антибиотиков);
  • приём обезболивающих препаратов (нестероидных противовоспалительных средств);
  • лёгкий массаж, направленный на снятие послеоперационного отёка;
  • наложение на ногу специальной ортезной повязки для обеспечения покоя;
  • профилактику тромбоэмболии (наложение эластичного бинта, приём антикоагулянтов)
  • комплекс упражнений лёгкой лечебной гимнастики для восстановления подвижности сустава.

Реабилитация после артроскопии колена

В домашних условиях пациенту необходимо продолжать реабилитационные мероприятия. От их эффективности зависит, сколько будет болеть колено после артроскопии коленного сустава, поэтому процедуры должны проводиться строго под контролем врача. Только следуя рекомендациям специалиста, возможно достичь полного и скорейшего выздоровления.